Миры Высоцкого

Глава 2 Выводы: Связь периодизации рифмовки с тематикой

Эта страница является частью публикации «Рифма и строфика поэзии В. С. Высоцкого и их выразительные функции» .

Взаимосвязь рифмовки с тематикой и с временем написания произведений прослеживается довольно четко, так же как и те тенденции, которые сопровождали творчество Высоцкого на протяжении всей жизни. О разнообразии рисунка рифмовки у поэта говорит В.И. Новиков: «Любовь к виртуозной рифме, к рифмовке, организующей композицию, толкала Высоцкого к строфическим поискам и изобретениям. В нашей «печатной» поэзии такие поползновения мало поощрялись в 60-70-е годы /…/. Абсолютное большинство поэтов пользуется в абсолютно большей части своих произведений элементарными четверостишиями с перекрестной рифмовкой – Ахматова называла такие строфы "кубиками"»[126].

Совместный анализ строфики, взятой в плане объема, и рифмовки выявил еще некоторые особенности стихосложения Высоцкого.

Во-первых, сложность рифмовки не увеличивалась элементарным путем наращения количества более сложных форм из года в год. Напротив, скорее здесь происходили колебания сложности и разнообразия каталектики и рифмовки строф; к примеру, количество и разнообразие двустиший резко увеличивается во второй половине 1960-х гг., а потом постепенно падает; так же резко в эти годы возрастает число четверостиший с дактилическими и гипердактилическими клаузулами, к концу жизни поэта сошедшее если не к нулю, то довольно близко к нему.

В отличие от более коротких строф восьмистишия с очень сложной рифмовкой шире всего используются Высоцким в начале 1970-х гг.: ЖММЖМЖЖМ, ЖММЖМЖМЖ, МДМДДДДД, ММДМММДМ. Прочие длинные строфы испытывают подъем, как и короткие, во второй половине 1960-х гг., но при том, что они встречаются в очень малом количестве произведений, все равно можно говорить о выросшем к 1970-м гг. интересе поэта к более длинным строфам и к большей вариативности рифмовки в них.

Во-вторых, помимо эволюции рифмовки видны и жанровые предпочтения поэта в этом плане. Нестандартных, выходящих за рамки строф от 4 до 8 стихов в стихотворениях вообще мало; совсем нет в них одно- и двустиший. Наоборот, в песнях театра и кино разнообразие рифмовки – наиболее богатое, и связано это, по-видимому, с ролевым предназначением таких песен.

В-третьих, анализ строфики и рифмовки позволил сделать предположения о предназначении некоторых стихотворений, которые, по-видимому, могли быть задуманы Высоцким как песни. Хотя таких стихотворений и не очень много – всего около двух десятков, – но это не меняет текстологической значимости вопроса, тем более что частично данные предположения подтверждаются и недавно выпущенными на дисках фонограммами поэта.

[126] Новиков В.И. Указ. соч. С. 173.

Оглавление статьи